Вадим Иосуб: нужно ли Украине госрегулирование цен?

Госрегулирование цен – изначально порочная и вредная практика, которая досталась стране в наследство от эпохи «развитого социализма», которая запомнилась тотальным дефицитом на большинство товаров, на которые были установлены «социально справедливые цены».

Странно, что многим приходится напоминать азы работы рынка: цена балансирует спрос и предложение. Искусственно заниженная цена приводит к тому, что спрос по этой цене превышает предложение, и возникает дефицит.

Заниженная цена дестимулирует производителя заниматься производством и реализацией товара, что приводит к еще большему дефициту.

Искусственное ограничение торговых надбавок на отдельные группы товаров дестимулирует розницу этими товарами торговать.

Нерыночные цены искажают стимулы, и в проигрыше оказываются все: производители, торговля, потребители.

На первый взгляд парадоксально, но часто ограничение цен и надбавок приводит к тому, что товар стоит дороже, чем стоил бы без этих ограничений.

На обычные товары цены колеблются в соответствии со спросом и предложением, и зачастую не только растут, но и падают (большой урожай, сезонное снижение и т.д.).

Для регулируемых цен, производители всегда продают по максимально возможным ценам, торговля по максимуму будет использовать ограниченную торговую надбавку и ждать их снижения не приходится.

Статистика неумолимо свидетельствует: регулируемые цены последние годы растут гораздо быстрее свободных.

В четвертом квартале прошлого года правительство провело эксперимент по временной отмене госрегулирования цен на продукты питания.

Были отменены нормы по установлению максимальной торговой надбавки в 15-20% на 17 групп товаров, в частности на крупы, мясо, молоко, муку, колбасы, яйца, сыр, сметану, масло.

По мнению Министерства экономического развития и торговли, эксперимент дал положительный результат, и сейчас министерство планирует предложить Кабмину постоянную отмену регулирования.

Опасения по поводу того, что отсутствие регулирования приведет к скачку цен, не оправдались.

В конце концов, и производители, и торговля заинтересованы в максимизации прибыли, а это возможно, если цены на предлагаемые товары соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

Продавцы меньше всего заинтересованы в том, чтобы задрать цены и потерять покупателей.

Вадим Иосуб, старший аналитик Альпари

Leave a Comment