Как выглядит мертвая усыпальница советской космической программы «Энергия-Буран»

Как выглядит мертвая усыпальница советской космической программы «Энергия-Буран»

В этом году исполнилось 63 года крупнейшей космической гавани Советского Союза — космодрому Байконур. За эти годы на его территории было испытано множество разнообразных космических аппаратов, вершиной которых стала система «Энергия-Буран». Этот проект умер в младенчестве.

Пару лет назад российский путешественник и фотограф, ведущий ЖЖ под ником Ralph Mirebs, побывал в Казахстане на территории заброшенного МЗК — монтажно-заправочного комплекса, в котором до сих пор заперты два орбитальных космических корабля.

«Есть лёгкая ирония в том, что место рождения тех, кто должен был бороздить космические просторы, стало им усыпальницей и склепом», — пишет он. Вот его фотоотчёт об этом потрясающем визите:

Монтажно-заправочный комплекс — едва ли ни самое большое здание на территории космодрома Байконур. Его спроектировал ижевский институт «Прикампромпроект». Длина сооружения — 132 м, высота — 62 м. С торцов расположены так называемые откатные сооружения — огромные сдвижные ворота.

Несущие конструкции МЗК изготовлены из особой стали и должны выдержать давление ударной волны, возникшей в случае возможного взрыва тяжёлой ракеты-носителя на ближайшей стартовой площадке.

Поскольку помещение, в котором происходила работа с орбитальным кораблём, не должно было содержать пыли, в нём искусственно создавалось повышенное атмосферное давление. Все двери, ведущие из корпуса в коридоры, были герметичными.

В настоящее время внутри МЗК находятся два корабля — второй лётный экземпляр «Буря» и технологический макет ОК-МТ для отработки предстартовых операций. Но, несмотря на то, что это макет, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль.

Время и люди не пощадили корабли, и их нынешнее состояние весьма плачевно. Часть плиток теплозащиты отвалилась, остекление кабины разбито, крылья и фюзеляжи покрывает обильный слой птичьего помёта, скопившегося за двадцать с лишним лет. На момент остановки работ готовность «Бури» достигала 95%. 

Фото:

Leave a Comment