Глобальным компаниям мира грозит опасность: почему они могут исчезнуть

Ко многим вещам, которые не нравятся новому президенту США Дональду Трампу и с которыми он намерен бороться, относятся и глобальные, транснациональные компании. Такие корпорации обвиняются в “переводе” рабочих мест из Америки в другие страны. Чтобы противостоять этому, Трамп намерен сосредоточить максимум производства внутри свой страны и будет делать все, чтобы заставить глобальных игроков рынка сконцентрировать производство в США. В качестве инструментов давления будет использоваться повышение налогового давления на компании за ввоз продукции в Штаты. Об этом пишет The Economist.

Заявления Трампа выглядят весьма необычно и несколько агрессивно, но, похоже, они, все-таки, немного запоздали. Транснациональные компании начали отступать и ослабили свои позиции задолго до 2016 года. Их финансовые показатели упали и не позволяют больше опережать местные фирмы и конкурировать с ними. Инициативы Трампа, во многом, коснутся уже достаточно уязвимых компаний, которые задумываются о возврате на свои локальные рынки. Тем не менее, воздействие подобных мер на мировую торговлю будет достаточно глубоким.

Глобальными компаниями называются те игроки рынка, большая часть бизнеса которых работает и расположена за пределами их родных стран. Они имеют достаточно большое значение, поскольку во многом определяют, что носят, едят и чем пользуются представители современного общества. К таким компаниям относятся IBM, McDonald’s, Ford, H&M, Lenovo и другие. Они координируют цепочки поставок, составляющие около 50% всей торговли, владеют львиной долей интеллектуальной собственности практически на все – от одежды до сложного программного обеспечения.

Активный рост глобальных компаний пришелся на начало 1990-х годов, когда произошла интеграция рынков Китая, бывших стран СССР и Европы. Инвесторы положительно оценивали возможности и перспективы таких корпораций за счет эффекта от масштаба. Вместо того, чтобы становиться основными игроками домашних рынков, крупные компании выходили за его пределы. В результате ситуация, когда китайский завод использует немецкие компоненты, принадлежит владельцам из Великобритании и продает свою продукцию в Японию, стала вполне возможной. Кроме того, такое распределение устраивало правительства как богатых, так и развивающихся стран. Первые получали крупные компании, а вторые – рабочие места и новые технологии.

Основным условием роста мировых фирм являлась постоянная генерация доходов, тем не менее, в последние 5 лет прибыли глобальных корпораций сократились на 25%, а доходность капитала достигла самых минимальных значений за последние два десятилетия. Причинами падения являются укрепляющийся доллар и снижение цены на нефть. Рост гигантов рынка, в большинстве своем, не такой большой и стремительный по сравнению с компаниями, работающими на местном рынке. Другими словами, для многих корпораций работа на мировых рынках превратилась из возможностей в проблемы.

Это происходит из-за того, что мировые приоритеты смещаются. К примеру, зарплаты фабричных рабочих в Китае начинают расти, а местные фирмы становятся все более активными и готовыми, при необходимости, использовать в своей работе разработки глобальных корпораций, не тратя на это внушительные суммы. В итоге, сегодня лидеры многих рынков – это локальные, а не глобальные компании.

Не в пользу глобальных корпораций происходят и изменения мирового политического ландшафта. Прежде всего, речь идет о Трампе, который намерен активно бороться с сокращением рабочих мест в Америке. Кроме того, Китай хочет, чтобы транснациональные игроки размещали в стране не только свои центры поставок, но и непосредственное производство. Усугубляется и борьба государств за налоговые выплаты крупных компаний.

Риторика Трампа ускорит процесс реструктуризации. Многие фирмы сегодня просто слишком велики и вынуждены будут сокращать свой бизнес, некоторые же примут решение укрепляться на родных рынках. К примеру, General Electrics и Siemens планируют сосредотачивать производство на территории своих стран, а Uber и Google продолжат работу на иностранных рынках. Мировые food-компании и представители гостиничного бизнеса, вероятнее всего, предпочтут модель продажи прав на использование их бренда за границу, но и эта стратегия тоже достаточно уязвима.

Отступление глобальных фирм может дать политикам ощущение большего контроля над рынками. Тем не менее, многие страны сегодня полагаются на приток капитала именно от крупных корпораций. Если прибыль фирм будет и дальше сокращаться, это может спровоцировать падение фондовых рынков.

С точки зрения потребителей и рабочих мест, можно говорить о том, что отказ от глобальных компаний, скорее всего, не вернет все рабочие места в Америку. Это, в свою очередь, приведет к росту цен, уменьшению конкуренции и замедлению инноваций. Вполне возможно, что по прошествии некоторого времени, мир еще будет вспоминать транснациональные компании и глобальную торговлю с благодарностью.

Инна Северова

Leave a Comment