Эксперты: Закон об особой конфискации имущества нарушает Конституцию

7 октября в пресс-центре информационного агентства «Українські новини» состоялся круглый стол на тему: «Что делает государство для возвращения активов экс-госчиновников?». В ходе встречи опытные юристы и политологи попытались разобраться, достаточные ли усилия прилагает государство для возвращения активов бывших госчиновников из-за рубежа, а также проанализировали два резонансных законопроекта, которые должны регулировать эти вопросы.

В частности, эксперты раскритиковали законопроект №3025 Татьяны Чорновол и Олега Барны «Об особом режиме специальной конфискации имущества». По мнению специалистов, проект закона выписан юридически неграмотно, нарушает Конституцию и права человека. Главная проблема документа – предусмотренная процедура возврата украденных активов без решения суда, что вообще не соответствует мировой практике.

Председатель совета директоров Ассоциации защиты активов Александр Ситухо убежден, что законопроект Чорновол-Барны нацелен исключительно на пиар-функцию. Юрист отметил, что на демозированном враге в лице Виктора Януковича и его окружения пытаются сыграть, заработать политические, а также информационные дивиденды.

«Я посмотрел новую редакцию закона, и не вижу там четкого перечня лиц, не вижу спецификацию имущества, которое должно быть возвращено. Это раз. Второе, мы категорически против любых методов изъятия собственности и ограничения ее владения всеми способами, кроме судебного решения, ведь только суд имеет право прекращать или ограничивать права собственности», — убежден специалист.

Ситухо также обратил внимание, что украинские законы действуют только на ее территории, а в иностранных государствах они не имеют юридической силы.

«В том же Лихтенштейне, куда упираются «корни» схемы владений Януковича, украинские законы не имеют никакой силы. Например, в Латвии как только у следственных органов появляется подозрение в том, что средства нелегальные, они сразу же их замораживают и конфискуют по решению суда, однако не в бюджет Украины, а в свой бюджет. Поэтому данным законом, даже его обсуждением, можно создать доказательную базу для пополнения бюджетов европейских стран», — убежден юрист.

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко полагает, что в предложенном законопроекте существует риск подмены понятий. Эксперт не может понять, как будут определяться утраченные государством активы и также подчеркивает, что все подобные решения имеет право принимать только суд.

«Возникает вопрос: «А на основании чего вы будете определять эти украденные активы?». Ответа на этот вопрос нет, а позже окажется, что незаконно полученные активы выйдут за рамки и власти заявят, что имеют полное право ими пользоваться. Поэтому надо было бы принять не просто закон, а какое-то постановление, обращение, чтобы руководство контролирующих органов доложило, что оно узнало, как проведено следствие по отношению к предыдущим госслужащим. И уже на основании этой информации можно было бы действительно делать выводы – надо конфисковывать, или не надо, что, где, как, когда и сколько это стоит. Но так, этот законопроект – типичный популизм и попытка запутать ситуацию. Это исключительный пример «большевизма», — заявил эксперт.

Еще один проблемный документ, на который обратили внимание эксперты в ходе круглого стола – законопроект №3040 Арсения Яценюка, предусматривающий создание Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными в результате коррупционных или других преступлений. По мнению Ситухо, создав этот орган, государство может объявить о необходимости превентивных мер профилактики и необходимости слежки за всеми гражданами и предприятиями страны, на предмет вывоза кем-то своих активов из страны.

«Но по сути, это будет раскрытие и доступ к любой информации, блокирование и изъятие активов еще до проведения следствия. Это открывает возможности к типичному «рейдерству», — убежден председатель совета директоров Ассоциации защиты активов.

Бывший народный депутат Юрий Кармазин, в свою очередь, обратил внимание на вопиющие нарушения законопроектами положений Конституции Украины.

«Закон нужен для прикрытия бездеятельности правоохранительных органов – трех генпрокуроров, СБУ и МВД, которые должны выполнять все эти функции. Кроме того, в Конституции существуют нормы, которые гарантируют права собственности: Статья 41 — «Все имеют права владеть, распоряжаться своей собственностью». То есть, конфискация может быть только по судебному решению. Здесь перескакивают через эту статью. И есть еще другая вещь, о которой депутаты забыли с момента принятия закона про госбюджет на 2015 год – это статья 22 Конституции, которая предусматривает, что при принятии новых законов не допускается сужение существующих прав и свобод людей», — обратил внимание экс-депутат. 

Также, по мнению Кармазина, наличие в законопроекте Чорновол-Барны списка фамилий из окружения Януковича нарушает предусмотренную статьей 62 Конституции презумпцию невиновности.

«Самое страшное, что в первой статье уже стоят фамилии людей, вина которых еще не доказана судом. Ни Присяжнюка, ни Ефремова, ни Кернеса, ни Захарченко, ни Портнова, ни Лукаш, ни Курченко, ни Азаровых, Арбузова ни самого Виктора Януковича. Еще никогда в Украине таких законов не принималось. Это больше похоже на идеологическое прикрытие «договорняка», который существует между предыдущей и нынешней властью», — полагает Кармазин.

Специалит также убежден, что этим законопроектом Кабмин хочет присутствовать в процессе выявления, розыска и управления активами при отсутствии доказательств получения их преступным путем, даже по отношению к другим лицам.

«Как показывает практика, судебное следствие может длиться до нескольких лет. Находится какой-то объект для «доения» — какой-то олигарх, который кого-то чем-то не устроил, против него возбуждается уголовное дело. Неизвестно, чем оно еще закончится, а активы и деньги уже забрали, отдали определенным структурам, которые могут осуществлять и перераспределять собственность. Таким образом, это механизм для перераспределения собственности, прежде всего, который создается под управлением правительства. Это может быть просто узаконенное рейдерство с целью забрать у любого человека имущество, которое кому-то понравилось», — считает Кармазин.

Leave a Comment